ШАГ 24.04.2025. Тема: «Молодость – время выбора. Управление государством» (об участии молодежи в выборах, праве избирать и быть избранным в государственные органы)

1. Как в Республике Беларусь реализуется принцип народовластия?
Согласно статье 3 Конституции Республики Беларусь «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».
В Беларуси избираются Президент Республики Беларусь, делегаты Всебелорусского народного собрания, депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов. Срок их полномочий составляет 5 лет.
В дальнейшем Президент, Всебелорусское народное собрание и Национальное собрание участвуют в формировании иных важнейших государственных органов исполнительной и судебной власти.
Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов являются прямыми: Президент и депутаты избираются гражданами непосредственно. Выборы депутатов проводятся в единый день голосования в последнее воскресенье февраля.
Порядок формирования Всебелорусского народного собрания определен Конституцией Республики Беларусь, Избирательным кодексом Республики Беларусь и Законом «О Всебелорусском народном собрании».
Выборы членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь являются косвенными: члены Совета Республики избираются на заседаниях местных Советов депутатов от каждой области и Минского городского Совета депутатов. 8 членов Совета Республики назначает Президент Республики Беларусь.
Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни в Беларуси могут проводиться республиканские и местные референдумы. В референдумах принимают участие все граждане, обладающие избирательным правом, проживающие в Беларуси. Это делает референдум важнейшим проявлением демократии, позволяя населению самостоятельно принимать решения, влияющие на жизнь граждан.
Республиканские референдумы назначаются Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, по предложению Всебелорусского народного собрания, Палаты представителей и Совета Республики, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от установленного Конституцией состава (полного состава) каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска. Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.
Победителей на выборах определяет большинство, поэтому каждый голос может быть решающим. Участвуя в голосовании, граждане определяют людей, которые будут принимать важные государственные решения и тем самым влиять на развитие страны. Поэтому так важно участвовать в выборах. Участвуя в выборах, мы участвуем в управлении государством, выбираем будущее свое и будущее нашей страны.
2. Как молодежь участвует в управлении государством?
Самая главная форма участия в управлении государством – это выборы.
Выборы в Беларуси являются всеобщими. Участвовать в выборах имеют право все граждане Республики Беларусь, достигшие ко дню или в день выборов (референдума) 18 лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными, или лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы.
Участвовать в выборах можно в качестве члена избирательной комиссии, избирателя (голосовать за своего кандидата); наблюдателя, доверенного лица или представителя по финансовым вопросам кандидата, а также быть кандидатом по достижении возраста, установленного законом:
кандидатом в депутаты сельского, поселкового, городского, районного,
областного Совета депутатов можно стать уже в 18 лет; для избрания в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания кандидатам должно исполниться 21 год и 30 лет соответственно;
Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 40 лет.
Выборы проводят избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия; территориальные, окружные, участковые избирательные комиссии. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) организует подготовку и проведение выборов и референдумов во всех регионах страны, а также контролирует соблюдение избирательного законодательства другими комиссиями. Участковая комиссия организует голосование граждан, проводит подсчет голосов, определяет результаты голосования на своем участке.
Информацию об участке для голосования можно найти на сайте Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь (rec.gov.by): подраздел «Участковые избирательные комиссии» раздела «Избирательные комиссии»; на сайте районного (городского) исполнительного комитета или местной администрации. Там же указано, где находятся участковая комиссия и помещение для голосования.
Для участия в голосовании необходимо прийти на избирательный участок в день выборов или досрочно и проголосовать. Это можно сделать в помещении участка для голосования и только лично – никто не имеет права проголосовать вместо вас. При себе обязательно нужно иметь: паспорт (идентификационную карту) или другой документ, удостоверяющий личность. Например, студенческий билет, военный билет или водительское удостоверение.
В день выборов или референдума голосование проводится с 8 до 20 часов. А если нужно проголосовать досрочно, то можно сделать это накануне с 12 до 19 часов. Иногда случается так, что у гражданина нет возможности прийти на участок для голосования из-за болезни или по другой уважительной причине. В таком случае можно проголосовать дома. Для этого нужно обратиться в свою участковую комиссию (письменно или устно) в любое время не позднее 18:00 основного дня голосования.
Для голосования на самом участке необходимо: предъявить члену участковой избирательной комиссии свой паспорт (идентификационную карту) или другой документ, удостоверяющий личность; проверить свои данные в списке избирателей (член участковой комиссии поможет их найти), расписаться и получить бюллетень; заполнить бюллетень в кабине для тайного голосования; опустить бюллетень в ящик для голосования.
Справочно. Бюллетень представляет собой бумажный документ, который содержит список кандидатов или список вопросов, вынесенных на референдум, и ответы на них. Бюллетень подтверждает голос, который вы отдаете как избиратель или участник референдума. В бюллетене можно поставить любую отметку (например, галочку) в квадрате напротив фамилии кандидата, за которого голосуешь. Можно попросить члена избирательной комиссии выдать новый бюллетень вместо испорченного. Но обратиться с такой просьбой можно только один раз! Поэтому будьте внимательны!
3. Какое участие в подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь приняла молодежь?
Самой массовой молодежной общественной организацией является Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), который принял активное участие в подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь в 2025 году.
Традиционно представители БРСМ вошли в состав участковых комиссий – 3 169 человек, что составило 5,6% от общего количества членов комиссий. В Брестской области – 400 человек; в Витебской области – 419 человек; в Гомельской области – 490 человек; в Гродненской области– 420 человек; в Минской области – 419 человек; в Могилевской области – 413 человек; в г. Минске – 608 человек.
Избирательными комиссиями было аккредитовано 4546 наблюдателей от БРСМ, в том числе: Центральной – 1 человек; областными, Минской городской – 7 человек; районными – 116 человек; городскими (в городах областного подчинения) – 4 человека; районными в городах – 24 человека; участковыми – 4 394 человека.
Активисты Молодежных отрядов охраны правопорядка БРСМ не остались в стороне. Традиционно в период проведения электоральных кампаний в нашей стране они выходят на помощь правоохранительным органам в наблюдении за обстановкой на участках для голосования. Не стали исключением и выборы Президента Республики Беларусь 2025 года. В дни досрочного голосования и непосредственно в основной день выборов молодежное правоохранительное движение БРСМ работало в усиленном режиме. Важно отметить, что все активисты предварительно прошли специальное обучение.
Справочно. Был организован республиканский сбор, включающий пять тематических секций с практическими занятиями по отработке приемов рукопашного боя, применению физической силы, специальных средств, приемов рукопашного боя, боевой службе войсковых нарядов по охране общественного порядка.
Для того, чтобы абсолютно каждый смог отдать голос за кандидата, на избирательных участках работали волонтеры движения БРСМ «Доброе Сердце». Они приходили на помощь людям с ограниченными возможностями, маломобильным и пожилым гражданам. В команду волонтеров вошло порядка 10 тыс. человек. Все они приняли участие в образовательных мероприятиях (серия видеоуроков, о работе с теми, кто имеет проблемы со зрением, слухом или передвигается на коляске).
Также БРСМ реализовал ряд проектов, направленных на повышение электоральной активности всех категорий молодых граждан (учащихся, студентов, работающей молодежи).
Справочно. В рамках интеллектуально-развлекательной игры "Избирательный IQ: голосуй за знания!" БРСМ предложил учащимся 9-11 классов учреждений общего среднего образования в интересной игровой форме ознакомиться с проводимым электоральным циклом.
Республиканский проект "Азбука гражданина. Версия 5.0" в формате деловой игры позволила участникам инсценировать процесс проведения выборов, начиная от голосования на избирательных участках до подсчета голосов избирателей.
В социальных сетях БРСМ на постоянной основе велась рубрика "Голос молодежи" – ежедневно публиковались мнения молодежи со всех регионов страны о важности участия в электоральном процессе.
4. Какие условия созданы государством для участия молодых лидеров в работе органов власти?
Забота о молодом поколении, о настоящем и будущем, всегда была и будет одной из главных задач государственной политики Беларуси. Государство предпринимает все меры для того, чтобы каждый молодой человек, проживающий в Беларуси, был уверен, что он нужен своей стране, что именно здесь сможет реализовать свои планы.
Системой, которая обеспечивает развитие самостоятельности обучающихся в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей является ученическое самоуправление. Сегодня различными формами ученического самоуправления охвачено более 120 тыс. обучающихся.
Ученическое самоуправление призвано способствовать формированию готовности учащихся в будущем активно участвовать в общественнополитической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и др.), готовности самостоятельно принимать решения в сфере государственнообщественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.
Активное участие в органах ученического самоуправления позволяет выявить среди обучающихся будущих молодежных лидеров.
На поддержку и обучение молодежных лидеров ориентированы большое количество молодежных инициатив. Среди них, такие проекты, как школа актива «Лидер», республиканский лидер-форум «Молодежное лидерство: современный взгляд», «Минская смена» и др.
В республике действуют:
Молодежный парламент (совет) при Национальном собрании
Республики Беларусь,
Республиканский детский и подростковый парламент при
Национальном центре художественного творчества детей и молодежи,
Общественный республиканский студенческий совет,
Республиканский союз работающей молодежи,
Совет молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь,
Республиканский молодежный совет при Министерстве здравоохранения Республики Беларусь.
Молодые парламентарии являются участниками практически всех важных событий и мероприятий нашей республики: заседаний Всебелорусского народного собрания, сессий Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания, а также совещаний Республиканского педагогического совета и др.
Деятельность Молодежного парламента проходит в формате заседаний, работы президиума, комиссий Молодежного парламента, а также включает участие членов парламента в открытых заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, в работе их постоянных комиссий и других мероприятиях в соответствии с Положением и Регламентом Молодежного парламента.
Молодежный парламент при Национальном собрании Республики Беларуси участвует в разработке нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы молодежи, в формировании и реализации молодежной политики; в работе по созданию условий для эффективной реализации потенциала молодежи и ее активного участия в социально-экономических и общественно-политических процессах.
Молодежный парламент при Национальном собрании Республики Беларуси осуществляет координацию деятельности молодежных консультативно-совещательных органов (парламентов, советов, палат) при органах местного управления и самоуправления (органов молодежного парламентаризма). Целью деятельности Молодежного парламента является содействие в разработке и внесении изменений в законы, направленные на защиту прав и интересов молодежи в стране. Это означает, что молодые парламентарии работают над тем, чтобы у молодежи были все необходимые права и возможности для развития, обучения и трудоустройства.
Задачи Молодежного парламента:
координация деятельности молодежных консультативно-
совещательных органов (парламентов, советов, палат) при органах местного управления и самоуправления; вовлечение молодежи в парламентскую деятельность и развитие правовой и политической культуры среди молодежи; участие в разработке проектов нормативных правовых актов, касающихся прав и законных интересы молодежи; участие в формировании и осуществлении государственной молодежной политики; участие в работе по обеспечению условий для полноценной реализации потенциала молодежи и ее активного вовлечения в социально-экономические и общественно-политические процессы; анализ актуальных проблем, с которыми сталкивается молодежь, и разработка предложений для их решения; обеспечение сотрудничества депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь с молодежью и молодежными общественными организациями; подготовка информационно-аналитических материалов о работе молодежного парламентаризма в Республике Беларусь; участие в создании и внедрении государственных программ (подпрограмм) в области молодежной политики; содействие в реализации молодежной кадровой политики; содействие в сотрудничества, развитии международного молодежного включая активное участие в деятельности международных парламентских структур и их органов.
Вносимые молодежью, молодежными общественными объединениями, совещательными органами из числа молодежи в государственные органы предложения о реализации государственной молодежной политики рассматриваются государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном законодательством.
5. Что нужно, чтобы стать членом Молодежного парламента?
В состав Молодежного парламента входят представители молодежи в возрасте от 18 до 31 года, являющиеся гражданами Республики Беларусь. От каждого района и города областного подчинения президиумы соответствующих местных Советов депутатов базового территориального уровня делегируют в Молодежный парламент по одному кандидату.
От города Минска президиум Минского городского Совета депутатов делегирует 10 кандидатов.
Решение о делегировании кандидатов принимается после обсуждения кандидатур на заседаниях президиумов соответствующих местных Советов депутатов.
Срок полномочий Молодежного парламента составляет два года, начиная с первого заседания нового созыва и заканчивая открытием первого заседания следующего созыва.